Помните большие черные диски с отверстиями посередине, которые раньше проигрывали на «вертушках»?
На самом деле они не являются древней историей. В прошлом году приверженцы того, что писатель Майкл Чабон называет «церковью винила», купили 9,2 миллиона пластинок. И хотя продажи винила составляют всего два процента от доходов звукозаписывающей индустрии, с 2009 года они выросли более чем на 250 процентов.
Механические часы, которые когда-то отвергали в пользу часов с кварцевыми кристаллами, пережили удивительное возвращение. Несмотря на необходимость подзавода, перспективу дорогостоящего ремонта и даже чуть менее точное определение времени, механические часы привлекли новое поколение покупателей, многие из которых никогда раньше не владели часами, зависящими от заводной пружины.
Даже старомодные настольные и ролевые игры переживают ренессанс. Все думали, что видеоигры подорвут интерес к бумажным картам, кубикам и раскладным доскам. Однако не только старые игры, такие как Dungeons & Dragons, сохранили свою популярность, но и художники, работающие в таких компаниях, как Fantasy Flight Games, разрабатывают удивительно инновационные формы новых игр, среди которых такие хиты-блокбастеры, как Pandemic Legacy, Blood Rage и Dixit.
Но было бы неправильно полностью характеризовать возрождение старого как отказ от нового. На самом деле, без последних достижений в области цифровых технологий это ретро-возрождение могло бы вообще не состояться.
Механика наносит ответный удар
Сложные механизмы механических часов могут быть инженерным ответом на блеск украшенного безеля, но есть и ряд других объяснений возрождения ретро.
Частично это компонент более крупной тенденции в дизайне, включающей в себя интерьер, автомобили и винные этикетки, оформленные в стиле ретро. Есть даже ретро-эротика: работы легендарных художников, создававших девушек в стиле пин-ап, Гила Элвгрена и Альберто Варгаса вдохновляют новое поколение моделей и художников.
Поскольку потребители ищут способы подчеркнуть свою знатность и выделиться на фоне основной массы товаров, многие стали покупать ретро-продукцию, изготовленную простым способом. Этот отказ от массового производства перекликается с возрождением ремесел в конце XIX века. Например, в ответ на появление промышленных книжных прессов художники печатали тома ограниченными тиражами, используя буквенный пресс, переплет ручной работы и традиционные краски и бумагу.
Не стоит полностью отделять возвращение ретро от нового
В каком-то смысле эти два явления не заменяют, а дополняют друг друга. Например, многие новые настольные игры финансируются с помощью интернет-портала Kickstarter, который связывает дизайнеров с мелкими инвесторами. Благодаря Интернету инновационные разработки сообщества настольных игр воплощаются в виде картона, бумаги и кубиков. И вы можете быть уверены, что цифровые инструменты проектирования и интернет-маркетинг являются ключевыми компонентами бизнес-моделей дизайнеров игр.
То же самое можно сказать и о книгах. Конечно, бумажным книгам брошен вызов в связи с появлением электронных книг. Но производство книг также адаптировалось, став более эффективным благодаря программному обеспечению для индексирования, цифровым платформам для редактирования текстов и новым формам массовой печати.
Большинство людей, вероятно, воспринимают цифровые технологии как радикально преобразующее явление, сметающее прошлое, подобно тому, как автомобиль уничтожил индустрию колесниц или печатный станок вытеснил иллюминированную рукопись.
Но и «стимулирующие» аспекты цифровых технологий также заслуживают внимания. Конечно, компьютеры и развитие Интернета уничтожили многие старые продукты и способы ведения бизнеса.
В то же время они способствовали появлению причудливых и старомодных вещей, позволяя развивать нишевые рынки специализированных товаров. Как и в мире архитектуры, многослойный ландшафт, где новое соседствует со старым, гораздо привлекательнее, чем тот, где инновации стерли всякое подобие прошлого.
К тому же приятно осознавать, что, хотя ваша новая настольная игра в конце концов износится, она не будет следить за вашим пульсом, отслеживать ваше местонахождение или отвечать на ваши телефонные звонки.