Виниловые пластинки - блог

Вдохновение из звука: как создавались знаменитые обложки альбомов

Журнал “Rolling Stone” составил рейтинг 100 лучших обложек музыкальных альбомов, выпущенных с 50-х годов прошлого века. На первом месте оказалась пластинка “Unknown Pleasures” группы Joy Division, чей культовый дизайн уже более 40 лет вдохновляет графиков и становится объектом многочисленных стилизаций. Мы рассказываем о 10 лучших, на наш взгляд, обложках из списка и о том, как они создавались.

1. Joy Division, “Unknown Pleasures” (1979)

Зазубренные углы на обложке дебютного альбома Joy Division “Unknown Pleasures” создают чувство загадочности. Это горный хребет? Графическое изображение мозговых волн? Почему всё выглядит так мрачно? Загадка притягивает, и когда вы включаете пластинку с её тяжёлым басом и всепоглощающим гневом вокалиста Иэна Кертиса, изображение приобретает дополнительный смысл. Гитарист группы Бернард Самнер впервые увидел пики и впадины иллюстрации, просматривая Кембриджскую энциклопедию астрономии. Оказалось, что это графическое представление пульсара, официально названного CP1919.

Joy Division, ‘Unknown Pleasures’ 1979

Дизайнер Питер Сэвилл изменил цветовую схему, сделав её белой на черном фоне, и не указал ни название группы, ни название альбома, что сделало изображение ещё более загадочным и способным вывести музыку за рамки мейнстрима. Этот образ стал иконой, аналогичной призме на обложке альбома “The Dark Side of the Moon”, но он символизирует гораздо большее: готический мистицизм, постпанковское неповиновение и суровый индивидуализм. Сейчас он почти повсеместно встречается на футболках, в фильмах и пародиях (например, в “Челюстях”). Это символ для тех, кто хочет продемонстрировать, что разбирается в чем-то более глубоком, чем обычная поп-культурная отсылка.

Материалы по теме
AFI переиздают «Black Sails In The Sunset» к 25-летию (эксклюзивный винил!)

2. The Beatles, “Abbey Road” (1969)

Джон, Пол, Джордж и Ринго провели лето 1969 года, записывая “Abbey Road”, и были уверены, что это шедевр. Они шутили, что назовут альбом “Everest” и, возможно, отправятся в Гималаи для фотосессии. Однако, как видно в фильме “Get Back”, участники группы были не в лучшей форме для длительных поездок. Поэтому они выбрали самый простой вариант: просто перешли улицу прямо у своей студии звукозаписи. Фотографу Иэну Макиннону понадобилось всего 10 минут, чтобы сделать снимок.

2 The Beatles, ‘Abbey Road’ 1969

Это стало одним из самых знаковых портретов Beatles: солнечный день в Лондоне, пешеходный переход, четыре уверенных в себе молодых человека, идущих в ряд. Каждый из них выделяется: Джон в белом, Ринго в черном, Пол босиком (и немного не в такт), Джордж в голубых джинсах. Это был прекрасный момент единства, и, кроме того, “Abbey Road” сделала эту улицу самой знаменитой в Англии, превратив её в туристическую достопримечательность, где фанаты могут пройти по следам Beatles.

Материалы по теме
В России увеличилось число закупок виниловых пластинок и товаров периода СССР

3. Sly and the Family Stone, “There’s a Riot Goin’ On” (1971)

Когда мечта хиппи рухнула, утопическая психоделическая сцена Америки замкнулась в себе, став более циничной и изолированной. Их пятый альбом “There’s a Riot Goin’ On” оказался мрачным, разочарованным и явно политизированным.

Sly and the Family Stone, ‘There’s a Riot Goin’ On’ 1971

Тем не менее, Слай Стоун утверждал, что его радикальный красно-бело-черный ремейк американского флага на обложке был создан из идеалистических побуждений. “Я хотел, чтобы флаг по-настоящему отражал людей всех цветов. Я выбрал черный, потому что это отсутствие цвета. Белый — это сочетание всех цветов. И красный — потому что он символизирует то, что объединяет всех людей: кровь”, — сказал он.

4. Pink Floyd, “The Dark Side of the Moon” (1973)

Изначально Pink Floyd хотели, чтобы на обложке “The Dark Side of the Moon” было изображено что-то действительно стильное, например, шоколадная коробка. Одной из предложенных идей был Серебряный Серфер из Marvel, но группа отклонила её. Затем Обри “По” Пауэлл из команды дизайнеров Hipgnosis нашел изображение стеклянного пресс-папье, рассевающего радугу по комнате, и показал его своему деловому партнеру, фотографу Сторму Торгерсону. “Сторм посмотрел на меня и сказал: ‘Я понял: призма.

Pink Floyd, ‘The Dark Side of the Moon’ 1973

Это идеально подходит для Pink Floyd и их светового шоу'”, — вспоминает Пауэлл. “В первые годы они были известны только своими световыми шоу; никто не знал, кто они на самом деле”. Они сделали набросок, показали его группе и в итоге создали один из самых знаковых и интригующих образов семидесятых.

Материалы по теме
Обычные и необычные размеры виниловых пластинок

5. The Notorious B.I.G., “Ready to Die” (1994)

Дебютный альбом Бигги был экзистенциальным путешествием, что ярко выражено в обложке, где фотография ребенка контрастирует с глубоко пессимистичным названием. Скупые черно-красные надписи, выполненные легендарным хип-хоп графическим дизайнером Кей Адамсом, стали столь же культовыми, как и звезда обложки.

The Notorious B.I.G., “Ready to Die” (1994)

“Название было настолько абсурдным, что нам не нужно было делать его крупными буквами”, — отметил Адамс в интервью Complex. “Мы решили сделать что-то очень деликатное”.

6. Patti Smith, “Horses” (1975)

Спустя почти десять лет после первой встречи Патти Смит пригласила Роберта Мэпплторпа для съемки обложки своего дебютного альбома, который стал классикой. “Роберт знал, где он хочет снимать, и предпочитал естественное освещение”, — вспоминала Смит. “Мы нашли подходящую комнату, я выбрала, что надену. Он сделал около 12 снимков, и примерно на восьмом сказал: ‘Получилось'”.

Patti Smith, ‘Horses’ 1975

Руководители Arista Records считали, что черно-белое изображение Смит в андрогинной позе слишком отличается от образов современных певиц и предложили изменить обложку. Смит прокомментировала: “Я не думала, что нарушаю какие-то границы. Мне просто нравится одеваться как Бодлер”.

Материалы по теме
Редкая пластинка The Beatles продана за 1,2 миллиона иен, Нагоя.

7. Funkadelic, “Maggot Brain” (1971)

Хотя имя Джоэла Бродски может быть вам незнакомо, его обложки альбомов, созданные в шестидесятых годах, скорее всего, известны: “Astral Weeks” Вана Моррисона, “The Soft Parade” группы Doors, “Let Me in Your Life” Ареты Франклин, а также обложки пластинок Ohio Players. Однако его самая выдающаяся работа, в буквальном смысле, — это обложка альбома “Maggot Brain” группы Funkadelic. Альбом открывается 10-минутным инструментальным фрик-аутом гитариста Эдди Хейзела и переходит в меланхоличный психоделический R&B.

Funkadelic, ‘Maggot Brain’ 1971

Особое внимание привлекает фотография Бродского с чернокожей моделью Барбарой Чизборо (которая также стала известна благодаря обложке первого номера журнала Essence). Эта фотография придает обложке интенсивность: символизирует ли она расизм, похоронивший модель живьем, или личинки, пожирающие её тело прежде чем добраться до мозга? Загадка остается неразгаданной.

8. The Clash, “London Calling” (1979)

Двойной альбом The Clash 1980 года, “London Calling”, не только отметил священную миссию рок-н-ролла, но и разрушил некоторые из его ключевых мифов. Обложка альбома стала символом этой парадоксальной силы. Фотография Пола Саймонона, разбивающего свою бас-гитару, была сделана фотографом Пенни Смит во время концерта в нью-йоркском “Палладиуме” в 1979 году.

The Clash, ‘London Calling’ 1979

“Меня раздражало, что охрана не позволяла зрителям вставать со своих мест”, — объяснил Саймон. “Это так меня расстроило, что я в итоге разбил свою бас-гитару. К сожалению, мы часто уничтожаем то, что любим”. Сценарий обложки альбома отдает дань уважения дебютной пластинке Элвиса Пресли на RCA 1956 года.

Материалы по теме
Президент Чили посетил премьер-министра Швеции и получил в подарок "металлический" винил

9. Cyndi Lauper, “She’s So Unusual” (1983)

Съемка Синди Лопер в магазине для экономных покупателей с элементами гламура в стиле “олдскул” стала одним из самых ярких образов начала эры MTV. Для обложки своего дебютного альбома Лопер встретилась с фотографом журнала “Rolling Stone” Энни Лейбовиц на набережной Кони-Айленда в Бруклине. Она хотела создать образ в стиле “Джейн Рассел в 1950-х годах с южноамериканским настроением”.

Cyndi Lauper, ‘She’s So Unusual’ 1983

Яркое использование основных цветов было идеей Лопер, которая тщательно подбирала свой наряд и аксессуары в винтажном бутике, где она работала. Результат получился энергичным и визуально продуманным — идеальная дистилляция свободного духа певицы. Когда Лейбовиц предложила приподнять юбку, чтобы обнажить чулок, Лопер отказалась. “Я просто почувствовала: ‘Нет, я не хочу этого делать'”, – вспоминала Лопер позже. “Я хотела создать что-то сильное и танцевально-художественное”.

10. Nirvana, “Nevermind” (1991)

Спенсеру Элдену было всего четыре месяца, когда его родители окунули его в бассейн для создания легендарной обложки альбома Nirvana “Nevermind”. Идея Курта Кобейна использовать изображение водных родов была отвергнута, и Кобейн предложил надеть на гениталии ребенка наклейку с текстом: “Если вас это оскорбляет, вы, должно быть, скрытый педофил”. Это вызвало недовольство у некоторых, включая самого Элдена. После многих лет, когда он гордился своей связью с группой — даже сделав татуировку “Nirvana” на груди — в 2021 году он подал иск против группы, утверждая, что фотография является детской порнографией. Многие первичные обвинения были сняты, однако дело продолжает находиться на рассмотрении в суде. Дэйв Грол, как и многие фанаты Nirvana, считает эту ситуацию абсурдной: “Послушайте, — заявил он в 2021 году, — у него есть татуировка ‘Nevermind’. А у меня нет”.

10 Nirvana, ‘Nevermind’ 1991

Обложки альбомов — это не просто визуальные элементы; они отражают эпоху, настроение и философию исполнителей, становясь частью музыкального наследия. Каждая из представленных работ рассказывает свою уникальную историю и увлекает нас в мир, где звук и зрительное восприятие объединяются в одно целое. Эти изображения стали знаковыми и влиятельными, вдохновляя поколения художников и музыкантов. В конечном итоге, каждая обложка, представленная в нашем списке, является неотъемлемой частью музыкального опыта, который продолжается и по сей день.