Наиболее распространенные размеры диаметра грампластинок – 12, 10 и 7 дюймов (300, 250 и 180 мм). Ранние американские шеллаковые пластинки были все 7-дюймовыми до 1901 года, когда появились 10-дюймовые пластинки. 12-дюймовые пластинки присоединились к ним в 1903 г. К 1910 г. другие размеры были сняты с производства, и почти все диски были либо 10-, либо 12-дюймовыми, хотя оба размера обычно были немного меньше своего официального диаметра.
В Европе ранние 10- и 12-дюймовые шеллачные пластинки выпускались в первые три десятилетия XX века. До Второй мировой войны продавались 7-дюймовые детские пластинки, но почти все они были сделаны из хрупкого шеллака, не лучшего материала для использования детьми. В конце 1940-х годов их заменили маленькие пластинки из пластика, в том числе и небольшие диски с картинками.
Выпускались и десятидюймовые детские пластинки, но 7-дюймовый размер был более удобен для маленьких рук. Размер 7 дюймов также использовался для гибких дисков, которые были популярны в Японии, где они назывались sound-sheets и часто имели традиционный круглый формат. В других регионах флекси-диски обычно были квадратными и часто включались в журнал. С начала 1900-х годов было выпущено множество дисков необычного диаметра – от 2 до 19,7 дюйма (от 51 до 500 мм). Также выпускались диски необычной формы.
2 дюйма (5,1 см)
- Peabrain zine выпустил 2-дюймовый сборник – ADHD EP, в который вошли 6 групп из Саутгемптона и Портсмута (The Shorts, Joythief, Shooting Fish, Black Anchor, Chemical Threat и Baby Jugglers), записавшие по 10-секундной песне каждая. Он был отпечатан на зеленом виниле и выпущен ограниченным тиражом в 300 копий, каждая из которых была завернута в 24-страничную обложку.
- Хардкор-панк-группа 2Minute Minor выпустила 20-секундную песню Soda Tax на односторонней 2-дюймовой пластинке с токарной резкой, ограниченной 50 экземплярами. Эта песня стала ответом на налог на подслащенные напитки округа Кук, когда некоторые магазины случайно облагали налогом напиток LaCroix.
3,15 дюйма (8,0 см)
- Также известны как «8ban» (от «8cm Bandai»), они были разработаны в Японии компанией Toyokasei, занимающейся прессованием пластинок, и выпущены в формате «blind-bag» компанией Bandai в 2004 году. Они пережили возрождение в США благодаря интересу Джека Уайта, который выпустил синглы White Stripes в этом формате. Диски этого формата продолжают выпускаться, особенно в связи с Record Store Day, во время которого 3-дюймовые синглы продаются исключительно в магазинах-участниках.
4,7 дюйма (12 см)
- 120-миллиметровые пластинки. Техно-артист Джефф Миллс выпустил сингл «The Occurrence» на диске, который с одной стороны представляет собой грампластинку, а с другой – компакт-диск. Хотя пластинку называют 5-дюймовой, для использования в большинстве проигрывателей компакт-дисков размер пластинки не может превышать 120 мм или около 4,7 дюйма.
5 дюймов (13 см)
- В 1980 году британская группа Squeeze выпустила 5-дюймовую виниловую пластинку со скоростью 331⁄3 об/мин, на которой была записана песня «If I Didn’t Love You», а также «Another Nail In My Heart» (A&M Records AM-1616 / SP-4802). Из-за недостатка места в канавках обе песни были смикшированы как монофонические.
- Подпольные хардкор-панк группы в 1990-х годах начали выпускать EP на виниле всех размеров, включая 5 дюймов.
- Детские пластинки выпускались в таком размере с начала 1900-х годов (Little Wonder Records) и до конца 1950-х (Spear, Lincoln, Little John, Robin Hood, Simon Says и т. д.).
6 дюймов (15 см)
- Детские пластинки – 6-дюймовые Little Golden Records из ярко-желтого пластика были обычным явлением в детских игровых комнатах в США с конца 1940-х до начала 1960-х годов. Скорость вращения 78 об/мин использовалась для некоторых детских пластинок всех размеров вплоть до 1960-х годов, поскольку почти все проигрыватели все еще включали ее, и это позволяло использовать старый вышедший из употребления проигрыватель только на 78 об/мин в качестве игрушки, которую можно было использовать, если она была повреждена в результате грубого обращения.
- 6-дюймовые гибкие диски – популярные в Японии, где они были известны как саунд-листы, эти релизы часто имели традиционный круглый формат. В других странах флекси-диски обычно были квадратными и часто прилагались к журналу (см. раздел «Необычные материалы и их использование» ниже). Например, в январском номере американского журнала National Geographic за 1979 год был 6-дюймовый флекси-диск со звуками китов под названием «Songs of the Humpback Whale». Его тираж составил 10,5 миллионов экземпляров, что стало самым большим тиражом среди всех дисков на тот момент.
8 дюймов (20 см)
- Ранние американские шеллачные пластинки – до 1910 года компания Victor представила 8-дюймовые пластинки, чтобы заменить свою недорогую 7-дюймовую продукцию, но вскоре они были сняты с производства. Аналогичный сценарий произошел в Европе с дисками Emerson и Melodiya.
- В 1932 году в Нью-Йорке компания F.W. Woolworth Company провела пробную продажу 8-дюймовых пластинок на собственном лейбле Electradisk, изготовленном RCA Victor. Они стоили 10 центов, но позже, в том же году, были заменены 10-дюймовыми Electradisk по цене 20 центов.
- 8-дюймовые EP – в основном японские прессованные пластинки в 1980-х и 1990-х годах, а также после 1992 года в США (после этого их начал выпускать один звукозаписывающий завод).
- 8-дюймовые флекси-диски – Популярные в Японии, где они были известны как саунд-листы, эти релизы часто были традиционного круглого формата. В других регионах флекси-диски обычно были квадратными и часто включались в журнал.
8,3 дюйма (21 см)
- Европейские шеллачные пластинки – В первые три десятилетия XX века европейские компании, включая Pathé, Odeon и Fonotipia, выпускали пластинки различных размеров, в том числе 21 см.
9 дюймов (23 см)
- Ранние американские шеллачные пластинки – до 1910 года девятидюймовые пластинки из коричневого шеллака выпускались под лейблом Zon-O-Phone.[цитата необходима] Во второй половине 1910-х годов компания Emerson Records выпускала девятидюймовые пластинки из черного шеллака, которые также появлялись на клиентских лейблах, таких как Medallion.
- 9-дюймовые гибкие диски – популярные в Японии, где они были известны как саунд-листы, эти релизы часто имели традиционный круглый формат. В других регионах флекси-диски обычно были квадратными и часто включались в журнал (см. Необычные материалы ниже).
- Популярная индустриальная музыкальная группа Nine Inch Nails выпустила ограниченную серию 9-дюймовых дисков для продвижения сингла «March of the Pigs» с их полноформатного альбома 1994 года The Downward Spiral. На первой стороне диска было две песни, а на второй – гравюра с промо-логотипом альбома (свернувшаяся сороконожка).
- В фоновой музыкальной системе Seeburg 1000 (1959 – середина 1980-х гг.) использовались 9-дюймовые пластинки со скоростью вращения 16 об/мин и необычным 2-дюймовым центральным отверстием. Каждая пластинка вмещала около 40 минут на сторону.
9,8 дюйма (25 см)
- Европейские шеллачные пластинки – В первые три десятилетия XX века европейские компании, включая Pathé, Odeon и Fonotipia, выпускали пластинки различных размеров, в том числе 25 см.
10,6 дюйма (27 см)
- Европейские шеллачные пластинки – в первые три десятилетия XX века европейские компании, включая Pathé, Odeon и Fonotipia, выпускали пластинки различных размеров, в том числе 27 см.
11 дюймов (28 см)
- Британская гот-группа Alien Sex Fiend стала первой группой, выпустившей 11-дюймовую пластинку в октябре 1984 г.
11,4 дюйма (29 см)
- Европейские шеллачные пластинки – в первые три десятилетия XX века европейские компании, включая Pathé, Odeon и Fonotipia, выпускали пластинки разных размеров, в том числе 29 см.
13 дюймов (33 см)
- Подпольные хардкор-панк-группы в 1990-х годах начали выпускать EP на виниле всех размеров, включая 13 дюймов.
13,8 дюйма (35 см)
- Европейские шеллачные пластинки – в первые три десятилетия XX века европейские компании, включая Pathé, Odeon и Fonotipia, выпускали пластинки разных размеров, в том числе 35 см.
14 дюймов (36 см)
- Ранние американские шеллачные пластинки – в период с 1903 по 1910 год американские компании выпускали пластинки размером 14 дюймов, которые воспроизводились на необычной скорости 60 об/мин. От 14-дюймового размера вскоре отказались.
6 дюймов (41 см)
- Фоноскоп – использовались 16-дюймовые диски, а также 12- и 10-дюймовые, как часть ранней системы звукового кино, созданной Леоном Гомоном. Диски были синхронизированы с кинопленкой и воспроизводились на хронофоне.
- Vitaphone «talking pictures» – 16-дюймовые диски со скоростью вращения 331⁄3 об/мин обеспечивали звук в системе Vitaphone «talking picture», разработанной в середине 1920-х годов, что стало первым использованием скорости 331⁄3 об/мин.
- Раннее радиовещание – В радиовещании 16-дюймовые диски со скоростью вращения 331⁄3 об/мин – шеллак в начале 1930-х годов, винил в более поздние годы – использовались для распространения «электрических транскрипций» предварительно записанных программ. Радиостанции также делали собственные 16-дюймовые лаковые («ацетатные») диски для задержки трансляции сетевых передач или для предварительной записи некоторых собственных местных программ. Эти диски со «стандартной канавкой» использовали примерно те же размеры и расстояние между канавками, что и пластинки на 78 об/мин, и обычно воспроизводились около 15 минут на сторону с очень хорошей точностью – при прослушивании в эфире они были неотличимы от живых для случайного, но не для критически настроенного слушателя. Старые 16-дюймовые проигрыватели иногда еще можно встретить в студиях радиовещания, но теперь очень маловероятно, что на них когда-либо будет воспроизводиться диск размером более 12 дюймов.
- Ранние классические записи – Некоторые ранние классические LP были дублированы с записей, которые были записаны на 16-дюймовых лаковых дисках в расчете на последующий выпуск в меньшем формате «microgroove».
19,7 дюйма (50 см)
- Европейские шеллачные пластинки – В первые три десятилетия XX века европейские компании, включая Pathé, Odeon и Fonotipia, выпускали пластинки различных размеров, в том числе 50 см.